Центр внешкольной работы "Митино"

ДГ 1(8), январь 2004 г.

Что же такое ЕГЭ? ЕГЭ – это единый государственный экзамен, и именно его в 2004 году предстоит сдавать ученикам московских школ. Как он будет проводиться, читайте далее.

Кто сдает, что сдают

В Москве, как и в остальных регионах, единый государственный экзамен (ЕГЭ) введен как эксперимент. В наступающем году в нем будут принимать участие более 47 тысяч выпускников пяти округов Москвы. Наш Северо-Западный округ в число этих пяти не вошел. Единый экзамен будет проводиться во всех школах округов, участвующих в эксперименте, за исключением вечерних, коррекционных, а также школ для детей-сирот и инвалидов. Сдавать ЕГЭ будут практически все. Ученик может отказаться от сдачи единого экзамена только в двух случаях: если у него проблемы со здоровьем и если его родители не хотят, чтобы их ребенок принимал участие в эксперименте, о чем они должны написать в специальном заявлении. Обязательным единым экзаменом станет пока только математика, да и то, гуманитарные классы будут сдавать ее в привычном формате. Русский язык можно будет сдавать двумя способами: в виде единого экзамена и как обычно, в виде изложения или сочинения, по выбору ученика. Также существует возможность сдать единым экзаменом химию, физику и биологию.
Экзамен выпускники будут сдавать в своих родных школах, а вот "своих" учителей рядом не будет. Вместо них должна присутствовать независимая комиссия.

Задания ЕГЭ и как их будут оценивать

ЕГЭ подразумевает три уровня заданий. Первый – уровень А. На этом уровне ученикам предстоит выбрать правильный ответ из нескольких предложенных вариантов. Это общешкольный уровень, рассчитанный на оценку "три". Если ученик намерен идти после школы в училище, то на этом уровне можно остановиться.
Следующий уровень – уровень В. Этот уровень сложнее: ученик должен дать краткие свободные ответы на предложенные вопросы. Если ученик справился с этими заданиями, он может рассчитывать на колледж или техникум.
Уровень С – самый сложный. Ученикам нужно давать развернутые свободные ответы. Успешно выполнив задания уровня С, ученик открывает для себя дорогу в вуз.
Задания уровня А и В будут проверяться с помощью компьютера, в проверке заданий уровня С будут задействованы независимые эксперты. Результаты экзаменов станут известными через 3-5 дней.
Всего в едином государственном экзамене по математике насчитывается тридцать вопросов. Их ребята должны выполнить за четыре часа. За правильные ответы на вопросы уровня А и В ученик получает один балл, ответы на вопросы уровня С принесут ученику целых четыре бала. Общий результат ЕГЭ будет оцениваться по стобалльной шкале. В аттестат пойдет итоговый школьный балл с учетом балла единого экзамена. Хорошая новость: единый государственный экзамен не сдать невозможно. Если ученик получит очень низкий бал, то будет учтена оценка за год – в итоге в аттестат поставят "три". Пересдать ЕГЭ в текущем году нельзя, это можно сделать только на следующий год.

ЕГЭ и поступление в вуз

Итак, экзамен сдан, сертификат с количеством баллов получен, и теперь начинается самое интересное. В будущем выпускникам не придется сдавать вступительные экзамены, в этом же году это пока неизбежно, поскольку ЕГЭ проводится только по одному предмету - по математике. Как только получены результаты, выпускник рассылает свой сертификат в выбранные вузы. Результаты единого экзамена принимают 112 московских вузов, и если выпускник захочет, он сможет отправить свой сертификат во все 112. На учащихся, сдававших ЕГЭ, рассчитано пятьдесят процентов мест этих вузов, остальные пятьдесят – для тех, кто сдает традиционные вступительные экзамены. Заявки принимаются до 1 августа. Дальше начинается конкурс сертификатов и формирование списков поступивших. 15 августа будут оформлены окончательные списки студентов.

За и против

Большинство из опрошенных мной учителей московских школ выступает, если не против ЕГЭ, то, по крайней мере, с недоверием к нему. Преподаватели аргументируют свою точку зрения ненадежностью самой формы проведения единого экзамена. В основе ЕГЭ лежат тесты, и это главная проблема. Оценка знаний учащихся с помощью тестов – спорный вопрос. Нельзя тестами объективно оценивать знания по литературе. Это уничтожает глубину предмета и творческий подход. К тому же на некоторые вопросы тестов трудно дать однозначный ответ: они могут быть некорректно составлены. Или, например, алгебра: можно решить предложенную задачу каким-нибудь необычным способом и получить неправильный ответ (например, при ошибке в вычислениях), показав при этом максимум знаний по предмету. Компьютер останется равнодушным к проявленным изыскам: неправильный ответ не будет засчитан.
Своим мнением о проблеме единого государственного экзамена поделилась с "Дворовой газетой" директор средней общеобразовательной школы № 1744 Наталья Николаевна Комиссарова:
"Отношение к единому экзамену неоднозначное, так как нет достаточной информации о нем. На данный момент в России сложилась десятилетиями отработанная система экзаменов. И учащиеся, и родители, и школа уже к ней привыкли. Будет ли эффективной новая система, неизвестно."
Одной из функций ЕГЭ является уравнение возможностей выпускников провинции и столицы, но справляется ли он с ней? В основном на периферии обеспечение школ изначально уровнем ниже, чем в столице. Элементарно не хватает учителей. Соответственно, ниже и уровень образования, поэтому решить вопрос о равенстве возможностей единый государственный экзамен не может. Для этого нужно повышать качество образования в провинции.
При рассмотрении самой системы ЕГЭ возникает очень много вопросов, которые на данный момент, к сожалению, остаются без ответов. Например, вопросы контроля. Если в столице проведение единого экзамена еще реально проконтролировать, то как это сделать на периферии? Другой вопрос: в наших ВУЗах станет больше иногородних, а сможет ли Москва обеспечить всех приезжих жильем? Мест в общежитиях может просто не хватить.
Говорят, что ЕГЭ уменьшает нервное напряжение. В какой-то степени это так: выпускник сдает всего одну серию экзаменов, а не две. Но представьте себе ситуацию: ученик сдал единый государственный экзамен, получил сертификат с количеством баллов и подал заявление, например, в пять ВУЗов. Теперь у него есть такая возможность. Допустим, его приняли во все пять, но ученик-то выбирает всего один. Как же быть с остальными ВУЗами, ведь тот же ученик числится и в их списках? Получается, что списки будут постоянно меняться, и нервы бедных поступающих будут на пределе гораздо дольше, нежели если бы они сдавали обыкновенные вступительные экзамены.
Конечно, ЕГЭ уменьшит случаи взяточничества и сократит распространившееся в последнее время репетиторство, но где гарантии, что эти явления исчезнут совсем? Нет ли опасности, что мы окончательно перейдем на платное образование?
Еще один вопрос: ЕГЭ учащиеся будут сдавать каждый год. А как быть с остальными учениками, которые не набрали достаточного количества баллов и не поступили? Каким образом и где они будут сдавать экзамен на следующий год?
Существует также проблема, связанная с понятием профильных классов. На данный момент для школьников предусмотрена система тестовых заданий, одинаковых и для обыкновенных классов, и для профильных. Будут ли предусмотрены разные уровни заданий в дальнейшем?
В общем, пока больше вопросов, чем ответов, и ответы мы получим только тогда, когда эксперимент будет завершен».
Продолжение темы - в следующем номере "ДГ".

Мария М.


| Группа кратковременного пребывания | Дворовая газета | Загадка под названием ЕГЭ

10 →  ,


Центр внешкольной работы "Митино" © FinS.ru
<<< Назад